90 лет тому самому ИЖ-1


Ровно 90 лет назад, 4 декабря 1928 года, на Ижевском оружейном заводе был сделан первый в России тяжелый мотоцикл Иж-1.

Легкие мотоциклы, точнее, мопеды (в те времена их называли “мото-ревами”), делали у нас и до революции. В 1909-1915 годах московский завод “Дукс” выпустил примерно 600 “мото-ревов”. Большинство из них представляло собой велосипеды с небольшими одноцилиндровыми бензиновыми моторчиками объемом 256 куб. см и мощностью 2 – 2,5 л.с. Мотор соединялся с задним колесом прямым ременным приводом.

На некоторые “мото-ревы”, выпускавшиеся с 1912 года, ставили двухцилиндровые V-образные моторы объемом 500 куб. см и мощностью 4 л.с. Эта модель оснащалась сцеплением и двухскоростной КПП, но привод оставался ременным, а также сохранялись и педали.

Мотоцикл, сделанный в Ижевске по проекту инженера Петра Можарова, относился к другому классу и выглядел совсем иначе. Это был настоящий монстр весом в 300 килограммов, оснащенный двухцилиндровым мотором объемом 1200 куб. см и мощностью 29 л.с. Двигатель был сблокирован в едином картере с трехступенчатой  коробкой передач и соединен с задним колесом карданным валом. Дополнительный боковой вал отбора мощности позволял сделать ведущим еще и колесо коляски, что значительно повышало проходимость.

Механизмы Иж-1 монтировались на массивной раме из штампованных стальных профилей, соединенных между собой болтами. Нижние балки рамы квадратного сечения одновременно являлись выхлопными трубами и глушителями. Бензобак также был жестко интегрирован в раму и размещался между ее боковыми панелями, а в него был встроен ручной бензонасос. Переднее колесо крепилось на качающейся рычажной подвеске с пластинчатыми стальными рессорами.

Мотоцикл, украшенный выштамповками в виде пятиконечных звезд, выглядел очень солидно и надежно, что подтвердилось в испытательном пробеге протяженностью 3300 километров. Этот пробег по городам России с заездом в Москву состоялся осенью 1929 года. Несмотря на распутицу, Иж-1 с коляской и грузовым прицепом прошел всю трассу без серьезных поломок, заслужив высокие оценки специалистов.

Однако при этом он получился слишком дорогим и очень сложным в производстве. СССР не мог себе позволить массовый выпуск такой амбициозной машины, поэтому Иж-1 был сделан всего в четырех экземплярах. Один из них сохранился и сейчас стоит в музее Ижевского завода.

А в серию пошел гораздо более легкий, примитивный и дешевый ленинградский мотоцикл Л-300, скопированный с немецкого DKW Luxus-300. Л-300 выпускался с 1930 по 1939 год и был растиражирован в количестве 18995 экземпляров, большинство из которых ушло в Красную армию. Но это уже другая история.