Ввиду того, что в Москве с «и.о. президента Украины» Турчиновым и главой временного правительства Яценюком дел иметь категорически не хотят, дипломатический украинский фронт открыл президент Белоруссии Александр Лукашенко. 28 марта по украинскому Первому национальному каналу, правда, в рамках программы Савика Шустера — было показано программное интервью с Лукашенко продолжительностью около часа (снятое в Минске заранее, на этой неделе), а в субботу, 29 марта, Лукашенко и Турчинов провели почти трёхчасовые переговоры.
Ключевые тезисы телеинтервью
Крым
«… Да плевать России на то, что кто-то признаёт или не признаёт Крым в её составе. У них своя логика есть. И логика, надо сказать, железная. Были прецеденты в мировой практике. И от этого никуда не денешься… Вы видите, как себя ведёт Запад, как в народе у нас говорят, шелудиво ведёт — и туда, и сюда. А Россия выставила очень мощные контраргументы… Вы сами (украинцы) виноваты в том, что произошло в Крыму. Россияне сегодня имеют право говорить: «Если бы мы не вмешались в Крыму, что было бы с полутора миллионами русских людей?» У кого есть ответ на этот вопрос?».
Также Лукашенко отметил, что своими действиями временное правительство Украины фактически уже признало, что это не их территория.
О самом плохом сценарии для Союза
«Что самое опасное для нас и России? Самое опасное, и мы так это понимаем, и президент Путин, если континентальная, скажем так, часть Украины сегодня вступит в НАТО или НАТО войдёт в Украину и укрепится там. Это самое нежелательное для России и для Беларуси! Это поважнее, чем Крым… И если сейчас войска НАТО, не дай Бог, войдут на Украину и оседлают Украину (по просьбе правительства, президента ещё изберут) и обеспечат целостность (да при такой поддержке народа Украины) — это будет самое нежелательное последствие для России после всего того, что случилось… Но этот аргумент действовал бы только до тех пор, пока не начали бы резать русских, русскоязычное население… Если бы начали, вот тогда ни Россия, ни Белоруссия на это бы не смотрели — НАТО или не НАТО: наших людей убивают, мы не могли б спокойно на это реагировать».
О президентских выборах на Украине
«Сегодня нужен общенациональный лидер — человек, на которого на Западе Украины посмотрят и подумают: «Может быть, не совсем думает, как я, но приемлемый». И на Востоке скажут: «Вы знаете, подходит, давайте доверим». Вот какой нужен человек. Очень жаль, что я пока не вижу такого….
Сейчас выборы организовывают, а у меня беспокойство: как они пройдут, какой результат будет? Не в том смысле, кого изберут — кого-то изберут, с административным ресурсом или без. Но последствия — что будет потом, успокоится ли Украина?… Но тем не менее разбираться придётся вам, народу Украины придётся испить эту чашу до дна. И не дай Бог допустить опять, когда загорятся покрышки, запылают костры, коктейли Молотова, снайперы начнут стрелять на улицах Киева, а может быть, и не только. Вот это уже будет совсем плохо».
О Майдане:
«Главной причиной событий на Украине явилось ужасающее положение в экономике, коррупция, которая привела к развалу власти. Вот это главное… И коль не находилось реализации демократическим образом — через выборы, существовал электорат, существовали люди с ружьём, они и всплыли на поверхность. Как ни крути, то, что произошло на Майдане, — вина только действующей тогда власти. А потом уже американцы, советники, Восток и прочие, это всё было потом. Это происходит там, где есть для этого почва. А эту почву создали власти Украины».
О дальнейших планах России по украинскому направлению
«Президент Путин не имеет намерений идти дальше. Я это вам ответственно говорю. Он очень правильно сказал: есть некий предел, красная черта, которую нельзя переходить. Понимаете, Россию, да и нам от этого доставалось, замордовали и достали до того, что наступил момент, когда Россия уже не могла не реагировать. Для неё, для такой империи, это было равнозначно смерти… Когда начинают бить, убивать и резать, как многие думали, русских людей (а именно так общество в России воспринимало, точно так воспринимал это и Путин), скажите, он что, должен был молчать?».
О контактах с Украиной
«Думаю, в ближайшее время мы встретимся, чтобы обсудить ситуацию и, главное, как выстраивать дальше отношения… Сейчас по дипломатическим каналам мы договариваемся (с Турчиновым)… Может быть, где-то на границе сможем встретиться, переговорить, посмотреть друг другу в глаза, почувствовать, кто о чём думает, пообедать и разлететься. Может быть, наши мысли в чём-то совпадут, изменятся… Мы же соседи. И главная ценность — народ Украины, народ Беларуси. Вот тут никакого разрыва не должно быть. Хоть с дьяволом надо разговаривать, лишь бы не произошло худшего».
Переговоры с Турчиновым
Пока на Украине осознавали тезисы Лукашенко, днём 29 марта появилась информация, что он уже проводит обещанные накануне переговоры с Турчиновым. Встреча состоялась в Лясковичах (Гомельская область Белоруссии) и продолжалась около трёх часов.
Согласно официальной информации, стороны достигли понимания по всем проблемам. Правда, никакой конкретики ни одна из сторон по итогам не выдала. Всё свелось к ритуальным фразам, известным по переговорам Лавров — Керри.
А. Г. Лукашенко:
«Это были очень полезные переговоры. Мы обменялись мнениями по всем вопросам. И я очень рад итогам нашей встречи. Мы нашли понимание по всем проблемам и волнующим нас вопросам». «Для меня многое было откровением. Я очень многое из первых уст услышал того, о чём я, к сожалению, не знал и знать не мог. Я думаю, что это тоже в копилку наших добрых отношений».
Турчинов:
высказался в том духе, что в это «очень тяжёлое время» Киеву «очень важно ощутить плечо дружественного белорусского народа». Также он заявил, что «Украина идёт по пути стабилизации, восстановит разрушенную экономику и обеспечит ситуацию, когда независимо от того, где живёт человек — на востоке, на западе, на севере, на юге или в центре — он всегда будет защищён государством». Кроме того, гость из Киева отметил «колоссальный потенциал для развития двусторонних отношений» и предложил выработать «дорожную карту» устранения существующих проблем.