К христианству, и особенно к Православию, относятся скептически: дескать, это вера для бедняков и неудачников. И какой противоположный пример ни возьми, как ни убеждай, все время найдется аргумент против. Как говорится в русской поговорке, кому щи редки, а кому бриллианты мелки. Но есть и люди, которые живут далеко за океаном, в мире высшего богатства и искушений, и, тем не менее, приходят к вере – свет Христов просвещает и самые дальние пределы мира. В Северо-Американских Соединенных Штатах, вслед за архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским Иоанном (Максимовичем) и иеромонахом Серафимом(Роузом) загорается новая звезда Православия за рубежом.
Казалось бы, меньше всего шансов у Православия попасть в Голливуд. Знаменитости обычно увлекаются эзотерикой и сектантством, в музыкальной и киношной среде на Западе особенно широко распространились, например, каббала и сайентология. Даже потомки русских эмигрантов уже в основном утратили веру своих предков. И все же есть люди, которые не просто относят себя к Православию, но и вполне воцерковлены.
К ним относится, например, североамериканец Том Хэнкс, знаменитый актер, режиссер и продюсер. В миру наибольшую известность он приобрел благодаря фильмам «Форрест Гамп» и «Филадельфия», за каждый из которых получил по «Оскару». Он снимался и во множестве других картин, причем о его таланте может косвенно свидетельствовать и тот факт, что фильмы с участием Хэнкса собрали больше выручки, чем фильмы с участием любого другого актера, а его гонорары уступают только не менее легендарному Ди Каприо. В прошлом году он удостоился премии Кеннеди – самой престижной для деятелей искусства САСШ, поскольку вручается она на протяжении более 30 лет, лично президентом и лишь пятерым лауреатам ежегодно. Обладателей этой награды североамериканцы признают своим национальным достоянием.
Когда премию вручали Хэнксу, в обществе пошли пересуды. Как можно считать достоянием Америки православного? Мультикультурализм, конечно, всеобщее равенство – но православный!? Тем более что по материнской линии актер является прямым потомком Авраама Линкольна. Особенно возмутило многих участие Хэнкса в кампании Русской Православной Церкви в 2012 году, когда актер заявлял с плаката: «Я отдаю себе отчет, насколько важно и прекрасно иметь возможность ходить в церковь и размышлять над теми важными вопросами, которые задает тебе Православие, и над ответами, которые оно предлагает». К самопиару это явно не относится, поскольку связь с Русской Церковью североамериканцы припоминают Хэнксу до сих пор.
К вере актера привела жена, урожденная Маргарита Ибрагимова. Изначально для актера это была не более чем дань уважения странным обычаям любимой женщины: «У Риты греческие корни, она исповедует православную веру, а я был католик и, прежде чем жениться, из уважения к ее семье перешел в ее веру». Затем пришло настоящее воцерковление. Хэнкс относится к своей вере очень серьезно: «Я женился в той же самой церкви, где крестили мою жену. Мои дети крестились в той же купели, что и моя жена. Это делает нашу семью частью большой вселенской Церкви», – говорил он в одном из интервью. Папарацци подлавливают его не на пляже с красотками топлес, а в храме на выносе Плащаницы в Страстную пятницу.
Рита Уилсон при этом никому своих взглядов не навязывает, хотя ее деятельность по популяризации Православия среди североамериканцев достойна звания миссионерской. Она пишет статьи для местной прессы, где в доступной форме объясняет читателям особенности, отличия и преимущества Православия. Ее было в чем упрекнуть в прошлом, она совсем не идеальна, но сегодня Рита Уилсон старается творить как можно больше добра и реализовывать православные принципы в своей жизни, сохраняя при этом свою греческую жизнерадостность. Помимо продюсерской и актерской работы она активно занимается благотворительной и общественной деятельностью. В частности, она финансирует онкологический центр Moffitt Cancer Center (и сама недавно поборола рак) и организации сиделок, помогающие лежачим больным – пожилым и детям.
А уж какой популярностью благодаря ей стали пользоваться православные праздники! Наши традиционные, знакомые с детства, обычаи христосоваться, сражаться за праздничным столом крашеными пасхальными яйцами пришли и за Атлантику. Причем, описывая Пасху для очередного крупного издания, Уилсон не забывает рассказать и про 40-дневный Великий пост, который даже для католиков уже кажется чем-то забытым и экзотическим. Правда, пока Православие вызывает у североамериканцев осторожное любопытство. Возможно, авторитет и талант Тома Хэнкса и греческая целеустремленность его жены смогут привлечь к вере больше людей не только в САСШ, но и в православных странах, жители которых стали забывать о своих корнях.
Том Хэнкс обращает Америку в Православие
|