Россияне не могут жить без космоса

Ровно 55 лет назад в космос отправился первый человек, наш соотечественник летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Он стал первым человеком в истории Земли, покинувшим планету и благополучно на нее вернувшимся.

Спустя год после первого полета человека в космос, в СССР был учрежден День космонавтики – праздник, который в нашей стране с того момента отмечается 12 апреля ежегодно. Более того, в этом году будет небольшой юбилей и у Международного дня космонавтики, который был утвержден ООН в 2011 году.

12-aprelya-ndash-534-4532376Сегодня нам кажется, что небольшой полет, продлившийся всего 108 минут, носил скорее символический и даже пропагандистский характер – ведь первым космическое пространство посетил гражданин Советского Союза, что означало завоевание превосходства в космической гонке между сверхдержавами.

Но в то же время полет Гагарина и успешное его возвращение на Землю предоставили важнейший эмпирический материал для науки. Было доказано, что человек физически и психически способен летать в космос и, более того, выполнять там действия по поддержанию жизнедеятельности и выполнять простейшую работу – например, писать.

Забавный факт: во время полета Юрий Гагарин провел небольшой эксперимент – попробовал писать карандашом. Проделать это нехитрое действие ему удалось с легкостью, но когда по привычке Гагарин «положил» карандаш рядом с собой, то в условиях невесомости он «поплыл». Такое простое наблюдение дало понимание, что предметы в космосе после использования необходимо фиксировать.

После полета Гагарина один за одним стали достигаться новые рубежи – первый выход человека в открытый космос, первый полет женщины-космонавта, запуск первых исследовательских станций к соседним планетам Солнечной системы, запуск первой космической станции.  Сегодня человечество активно использует космос уже в экономических и военных целях – на орбите постоянно находится около тысячи действующих спутников, выполняющих разнообразные задачи: начиная от наблюдения за погодой и заканчивая связью и передачей информации. Более того, активно ведется исследования дальнего космоса и соседних планет и планируется возобновление пилотируемых полетов на другие объекты Солнечной системы. Какой же вклад России в общее дело освоение космоса?

Положение дел в российской космонавтике сегодня

События последних 25 лет отрицательно сказались на состоянии дел в российской космонавтике. Некогда единая космическая промышленность и космическая инфраструктура после развала Советского Союза оказались в разных, уже независимых странах. Так, крупнейший советский космодром «Байконур» оказался в независимом Казахстане, ряд станций космической связи тоже остался за рубежом. Сеть предприятий по производству ракет-носителей и космических аппаратов оказалась разделена между несколькими республиками бывшего СССР.

Ряд перспективных космических программ был свернут. Так, программа «Буран», завершившаяся полностью автоматическим полетом космического корабля многоразового использования, была закрыта. В 90-е годы российская космическая отрасль выживала лишь благодаря коммерческим запускам иностранных спутников. Впрочем, с закрытием в США программы «SpaceShuttle» благодаря накопленному опыту и наработанным бизнес-контактам Россия продолжала оставаться крупнейшим космическим перевозчиком – страны-конкуренты пока не способны в том же масштабе, что и Россия, производить космические пуски.

Лидерство в области запусков космических кораблей позволяет России получать дополнительные средства для развития космоса. И, конечно, наша страна собирается сохранить первое место. Сегодня, несмотря на многочисленные проблемы, достраивается российский космодром «Восточный», который позволит не зависеть в вопросе доступа к стартовым площадкам от Казахстана. Конечно, Россия и Казахстан сегодня являются стратегическими союзниками. Но кто знает, как в дальнейшем сложится геополитическая ситуация?

Сегодня госкорпорацией «Роскомсос» проводятся масштабные работы по разработке новых ракет-носителей для вывода космических аппаратов – прежде всего речь идет о новой ракете «Ангара». Фактически «Ангара» представляет собой целое семейство ракет-носителей различных классов – за счет модульной технологии становится возможно производить ракету под необходимый вес груза и минимизировать экономические издержки на запуск грузов на орбиту.

Неоспоримым преимуществом «Ангары» перед другими российскими ракетами является и то, что все компоненты для нее производятся на территории России.

Переходя от экономических к техническим преимуществам ракеты следует отметить и тот факт, что «Ангара» в самом тяжелом варианте А5 сегодня позволяет доставлять на орбиту груз больший, нежели «Протон» – основная ракета-носитель «Роскосмоса» сегодня.

Дальние перспективы

Сегодня российскими учеными успешно испытан ионный двигатель, позволяющий совершать межпланетные перелеты в пределах Солнечной системы, ведутся также разработки по исследованию ее планет – ставка сегодня делается на отработку важных практических исследований и перспективных с экономической точки зрения проектов.

Первым подобным проектом является создание базы на Луне. На днях стало известно, что несмотря на сокращение бюджета федеральной космической программы, Россия не отказывается от создания базы на Луне в ближайшие 10 лет. Несмотря на кажущуюся фантастичность этого проекта, создание постоянных человеческих поселений за пределами Земли сегодня является уже «реальностью завтрашнего дня».

Помимо очевидного научного интереса, создание постоянно действующей станции на Луне преследует и практические, и экономические цели. Во-первых, по результатам исследований экспертов, полноценный полет на Марс невозможен без создания базы на естественном спутнике Земли – потому что без постоянного пункта базирования, во-первых, сложно и дорого создать межпланетный корабль, поэтому приходится учитывать и земную аэродинамику, и специфику межпланетных полетов.

Во-вторых, сегодня космические корабли для старта с Земли и полета тратят колоссальное количество топлива, что заставляет либо в разы увеличивать вес корабля для полета на Марс и сокращать объемы припасов, необходимых для межпланетного перелета. Перевалочная база на Луне может помочь сгладить эти проблемы.

К тому же Луна располагает залежами полезных ископаемых и природными возможностями для развертывания полноценного производства товаров, которые либо крайне сложно, либо невозможно создавать на Земле (наиболее очевидное преимущество лунных фабрик – отсутствие атмосферы, что позволяет создавать очень чистые сплавы или сложнейшие микрочипы).

Вообще, Россия начинает масштабную научно-исследовательскую компанию по освоению Марса. В ближайшие года планируется как запуск нескольких российских спутников для исследования Марса и его спутников, так и совместная с Европейским космическим агентством программа «ЭкзоМарс».

Общественное мнение

Отдельно стоит отметить, что россияне поразительно единодушны относительно вопросов освоения космоса, о чем свидетельствуют проведенные ВЦИОМ исследования. 73% россиян выступают против сокращения расходов на космическую программу, а 17% считают, что необходимо и вовсе увеличить количество ассигнований на космические полеты.

Не менее важным жители России считают победу в очередной лунной гонке – 48% россиян считают, что именно Россия должна создать первую станцию на Луне и первой совершить пилотируемый полет на Марс.

Дело Циолковского и Королёва, Гагарина и Леонова живо в сердцах наших соотечественников. Похоже, мы и правда уже не можем жить без космоса.

Вальтер Е. Курц